В 2018 году в Республике Коми прокуроры в целях выявления коррупциогенных факторов проверили свыше 8600 нормативных правовых актов

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона «О противодействии коррупции» одной из основных мер профилактики коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.

Активное и своевременное прокурорское реагирование на несоответствие федеральному законодательству правовых актов способствует стабильной динамике показателей работы на данном направлении.

В 2018 году органами прокуратуры республики изучено 8 673 нормативных правовых акта на предмет установления в них коррупциогенных факторов, которые выявлены в 858 актах. Из числа выявленных актов 825 опротестовано, внесены требования об изменении 33 нормативных правовых актов. Выявлено 35 нормативных правовых актов органов исполнительной власти Республики Коми, содержащих коррупциогенные факторы, которые также установлены в 4 законах Республики Коми.

Например, принесен протест на Закон Республики Коми от 04.07.2006 № 54-РЗ «О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма, и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма».

Основанием для этого явилось наличие завышенных требований к гражданам для реализации ими права на получение жилого помещения по договору социального найма – возложение обязанности по представлению документов, не предусмотренных жилищным законодательством и законом по предоставлению государственных и муниципальных услуг:

– о регистрации по месту жительства,

– заключения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания).

Это, в свою очередь, в соответствии с методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов является коррупциогенным фактором – наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации его права.

Аналогичный коррупциогенный фактор установлен в Законе Республики Коми от 06.10.2005 № 106-РЗ «О предоставлении жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Республики Коми», на который также принесен протест.

По результатам рассмотрения протестов республиканские законы приведены в соответствие федеральному законодательству и из них исключены коррупциогенные факторы.

Наиболее коррупциоемкими сферами нормотворчества являются законодательство, затрагивающее права, свободы и обязанности человека и гражданина (514 актов, или 59,9 % от количества актов, содержащих коррупциогенные факторы), государственной и муниципальной собственности (93, или 10,8 %), государственной и муниципальной службе (54, или 6,3 %), природоохранное законодательство (52, или 6 %).

Несмотря на принимаемые прокурорами организационные меры, активность независимых экспертов в области проведения антикоррупционной экспертизы продолжает оставаться на крайне низком уровне.

Так, в государственном реестре Минюста России на территории республики значится 18 независимых экспертов, из которых 9 с действующим свидетельством об аккредитации. Однако, ни заключений, ни обращений от них в органы прокуратуры в 2018 году не поступало. Вместе с тем, следует отметить, что факты правильной и практичной оценки правовых актов с стороны независимых экспертов имеют большое значение для корректировки правоприменения.

Изображение с сайта pixabay.com